Радиоканал Чемал Плейлист

В минувшее воскресенье завершилась работа выставки «Наследие Андрея Викторовича Анохина в музеях России», представленной в Национальном музее Республики Алтай.
В течение месяца в музее была представлена коллекция этнографических предметов, собранных Андреем Викторовичем, материалы, связанные с музыкальной и научной деятельностью Андрея Викторовича.
Одной из основных научных тем, изучением которых занимался Андрей Викторович, был алтайский шаманизм. На выставке были представлены данные, связанные с изучением алтайского шаманизма, в том числе, письма из Российской Академии наук и предметы шаманского культа.
А.В. Анохин много и плодотворно работал по изучению традиционной материальной и духовной культуры южно-сибирских тюрков. В 1914 году он принимает участие в экспедиции по заданию Русского комитета по изучению Средней и Восточной Азии при Императорской Академии наук. На основании полевых исследований А.В. Анохиным была написана монография «Материалы по шаманству у алтайцев», изданная в 1924 году.
Андрей Викторович Анохин – один из организаторов краеведческого движения и создателей музея в Горном Алтае, первый заведующий Ойротским областным музеем. Сегодня Национальный музей имени Андрея Викторовича Анохина – ведущее учреждение культуры Республики Алтай. В его фондах хранятся уникальные материалы, характеризующие природное и культурно-историческое наследие нашего региона. В 1990 году музею присвоено его имя.
«Хорошо подготовленный труд «Материалы по шаманству у алтайцев», основанный исключительно на полевых наблюдениях и записях автора, относится к алтайцам, населявшим в то время бассейн нижнего течения Катуни, стал опорой и основой для расширения изучения алтайцев остальных районов Горного Алтая, а также шаманистов северных склонов Кузнецкого Алатау, сомкнувший конкретный материал с научно-теоретическим подходом исследований на базе исторического материала, сравнительного и комплексного метода, на фоне общего исторического процесса, протекавшего в Восточной части Центральной Азии и Южной Сибири» (Потапов Л.П. 1994. – С.5).
В 1928 году вышла работа Анохина А.В. «Душа и ее свойства по представлению телеутов». Данная работа была написана, главным образом, по сведениям полученным автором от телеутского кама Канакая (1912 г.) из сеока jутты. В систематизации материала А.В. Анохину помогал учитель –телеут Г.М. Токмашев и родственник Канакая Р. Хлопатин.
Много и плотворно работал А.В. Анохин по изучению бурханизма у алтайцев, занимаясь сбором полевого материала, который затем обобщал в своих работах. В 1927 году на заседании Алтайского отдела Русского географического общества Анохиным А.В. был сделан доклад «О бурханизме», в журнале «Сибирские огни» была опубликована статья «Бурханизм в Западном Алтае».
А.В. Анохин собирал материал по фольклору и народной музыке многих тюркоязычных народов, который затем обобщал в работах и выступлениях. Доклад «Народное песенное музыкальное творчество алтайцев, монголов и шорцев» Андрей Викторович прочитал 20 марта 1908 года в Томском отделении Русского музыкального общества, который был высоко оценен современниками. (Шатинова Н.И. 1982.– С. 108). В 1909–1910 гг. исследователь выступил с докладом «Об азиатской музыке тюркских и монгольских племен». В нем даны описания музыкальных инструментов и охарактеризованы особенности мелодического строения народных песен и наигрышей, своеобразие их ритма и лада.(Шатинова Н.И. 1982.– С.108).
Как сообщалось в томской газете «Сибирская жизнь» от 9 июля 1910 года (№150), «на Алтае из с. Анос отправилась экспедиция для сбора шаманских молитв и гимнов во главе с командированным Академией наук (Русским комитетом для изучения Средней и Восточной Азии – Р.М. Еркинова) А.В. Анохиным. Маршрут должен был проходить в окрестностях сел Анос и Чемал, где «сохранилось гнездо шаманизма». Экспедицию сопровождала художница, «специалист по орнаменту» А.А. Воронина-Уткина для зарисовки изображений, покрывающих обрядовые принадлежности».
«На общем собрании членов Общества изучения Сибири в бесплатной библиотеке выступил А.В. Анохин с результатами своих прошлогодних исследований верований шаманистов Алтая, – сообщает «Сибирская жизнь» 5 мая 1911 года. В 1910 году Анохин исследовал правый и левый берег Катуни; берег долины Куюма, Эликманара, Маймы, Узнези, Чепоша, правый берег Аноса, Малой Нери, левый берег Апшиякту. Во время поездки Анохин записал беседы с 24 шаманами и вывез из экспедиции 80 ученических тетрадей с записями этих бесед. Сообщение иллюстрировалась рисунками и выступлением шамана».
Образ шамана Сапыра можно увидеть в рисунках А.А. Ворониной-Уткиной, хранящихся сегодня в Музее археологии и этнографии Сибири имени В.М. Флоринского Томского государственного университета. «На ее рисунках запечатлены известные личности, как шаманы Саата, Сапыр, Мама, Баланди, Болтой, Чоодыр, Мачагой Ченчибаев» (Ожередов Ю.И. 2004. С. 247).
Репрессивная политика советского государства в 1920–1930 гг. не прошла мимо шаманов. Приказ ОГПУ 1930 г. «О ликвидации кулачества как класса» предусматривал немедленную ликвидацию контрреволюционного кулацкого актива, к которому по определению были отнесены и «активные члены церковных советов, всякого рода религиозных, сектантских общин и групп, активно проявляющие себя» т.е. священники, муллы, шаманы, ярлыкчи.
В начале 1930 г. был арестован известный на Алтае кам Сапыр Туянин из Куюма. По материалам областного ОГПУ он «кулак, кам в течение 1929 г. вел систематическую агитацию против мероприятий партии и соввласти в деревне. Использовал для агитации камлание (сборища для моления). Уличные беседы». 14 марта 1930 г. он был расстрелян, имущество конфисковано. Туянин Сапыр реабилитирован за отсутствием состава преступления только в 1989 г. (фото на планшете № 5 зал 109) (Еркинова Р.М. Электронный ресурс: дата обращения 6 ноября 2019 г.).
Алтайскому шаманизму были посвящены также представленные на выставке работы первого профессионального сибирского художника, участника научных экспедиций Г.И. Чорос-Гуркина, посвященные: «Устугу», «Могила шамана», «Алтайка в чегедеке».
По материалам работы Т. И. Полтевой «Наследие А.В. Анохина в музеях России»
Полтева Татьяна Ивановна — заслуженный работник культуры Российской Федерации, Почетный гражданин города Горно-Алтайска.
С 1968 по 1977 год жила в с. Аскат Чемальского района. Училась в Аносинской восьмилетней школе, Чемальской средней школе, Эликманарской средней школе. Окончила Алтайский государственный университете, историко-филологический факультет по специальности «История». С 1982 года работала старшим научным сотрудником Горно-Алтайского областного краеведческого музея, с 1994 г. – заведующей отделом истории Национального музея имени А.В. Анохина
Отец — Осипов Иван Андреевич, учитель, участник Великой Отечественной войны (1942–1945 гг.). Награжден орденом Красной Звезды, медалями «За отвагу», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Версия для слабовидящих
Чемальский вестник
Счетчики
Индекс цитирования. Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Рейтинг алтайских сайтов
«Узнай о своих долгах»!
Рейтинг@Mail.ru